Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 апреля 2024

Восемь километров по Обводному

Рассказ о канале и его набережных был бы неполным без упоминания духовных учебных заведений, которые располагались и ныне располагаются здесь. Сегодня они — наша тема.

Итак, продолжаем подробно обследовать Обводный канал. Прогулка пятая.

(Продолжение. Начало в номерах за 23 и 30 октября, 6, 13 и 27 ноября).

Рассказ о канале и его набережных был бы неполным без упоминания духовных учебных заведений, которые располагались и ныне располагаются здесь. Сегодня они — наша тема.

За колледжем в глубине участка находятся выдающиеся памятники XVIII века — Федоровский корпус Александро-Невской лавры, построенный Теодором Швертфегером, Пьетро Трезини и Михаилом Расторгуевым, Федоровская церковь (Пьетро Трезини, Иван Росси, середина XVIII в.) и церковь Исидора Пелусиота, возведенная церковным архитектором Григорием Карповым в 1891 году.


«Признали мы за благо...»


Обратим внимание на здание отделения для малолетних Александро-Невского антониевского духовного училища, перестроенное в 1882 году Иваном Слупским, и новый училищный корпус, который сто лет назад построил архитектор Виктор Бобров.

Здесь же стоят неброские постройки — больничный флигель, бани и прачечные при Духовной академии. Их автор, так же как и дома под номером 11, стоящего на набережной, — Дмитрий Люшин. Дом № 11 — единственный жилой дом в огромном квартале. Строился же он в 1881 — 1882 годах как одна из составляющих частей Александро-Невской лавры — в нем располагались библиотека и квартиры Духовной академии.

Следующий дом на этой стороне Обводного канала — психоневрологический диспансер № 6. Утилитарная постройка 1960 — 1970-х интересна только как медицинский объект.

И вот, наконец, мы подошли к самому благоустроенному участку.

За ажурной решеткой высится здание Санкт-Петербургской духовной семинарии. Предыстория появления ее такова.

В высочайшем указе императора Павла I от 18 декабря 1797 года говорится: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре, и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным».

В том же 1797 году Александро-Невский монастырь стал лаврой.

Естественно, в царствование императора Александра I была проведена реформа Духовной школы, которая осуществлялась параллельно с переустройством светской системы образования.

По поручению митрополита Амвросия (Подобедова) епископом Евгением (Болховитиновым) в 1805 году было составлено «Предначертание» устройства духовных школ. Оно легло в основу реформы всей системы духовного образования в России. Духовные академии становились не только высшими богословскими учебными заведениями, но и церковно-научными центрами, на которые были возложены также задачи просветительской и издательской деятельности.

В 1808 году была создана «Комиссия духовных училищ», которая ввела систему ступеней, вследствие чего через год Александро-Невская академия разделилась на три самостоятельных учебных заведения: Санкт-Петербургскую духовную академию (высшая школа), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя школа) и Александро-Невское духовное училище (низшая школа). Они по-прежнему размещались в Александро-Невской лавре. Академия и семинария занимали Федоровский и Южный корпуса.

Первой из стен лавры в отдельное здание на Обводный канал переселилась Духовная академия, а в 1841 году на набережной канала, у впадения в него Черной речки (ныне — Монастырки), выросло здание Духовной семинарии, построенное Аполлоном Щедриным.

Оно претерпело некоторые изменения. Через восемнадцать лет губернский инженер-архитектор Николай Александрович Сычёв пристроил флигели при Духовной семинарии, а в 1901 — 1902 годах Александр Хренов надстроил корпус. Еще через пять лет рядом появилось здание образцовой церковно-приходской школы и служебные флигели Духовной семинарии, созданные Евгением Морозовым.

Сегодня здесь сосредоточены средняя и высшая духовные школы, а потому именно перед этим зданием уместно вспомнить руководителей Духовной академии.

Среди них было немало выдающихся деятелей.

 

 

В 1841 году выросло здание Духовной семинарии, построенное Аполлоном Щедриным.


 

Федоровский корпус Александро-Невской лавры, построенный Теодором Швертфегером, Пьетро Трезини и Михаилом Расторгуевым, — выдающийся памятник XVIII века.

 


От Иоанна Кронштадтского до Сталина

Прежде всего следует назвать историка Русской церкви и догматиста епископа Макария (Булгакова), который возглавлял академию с 1851 по 1857 год, а затем стал митрополитом Московским. При нем учился самый, наверное, знаменитый выпускник — Иван Сергиев, будущий великий кронштадтский пастырь. О своем ректоре и о годах обучения Иоанн Кронштадтский вспоминал: «Чту почтенную память вашу, мои бывшие начальники и наставники (Владыка Макарий, инспектор Иоанн (Соколов), лектор Богословия и профессор архимандрит Кирилл), что вы снизошли ко мне... и дали мне возможность окончить счастливо и получить академическую степень кандидата богословия и сан священника».

Проповедник святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил богатое литературное наследие. Его книги «Моя жизнь во Христе» и «Христианская философия» — выдающиеся богословские произведения. Для Иоанна Кронштадтского христианство было не отвлеченным учением и не системой нравственности, а новой жизнью, не похожей на жизнь человека, порабощенного грехом. По молитвам отца Иоанна было совершено множество чудес, о которых писали в газетах еще при его жизни. Он развернул необычайно широкую благотворительную деятельность — устроил рабочий дом, детский приют, школу для бедных детей, боролся с пьянством и, надо сказать, достигал в этом успехов. Согласно завещанию он был погребен в основанном им Иоанновском женском монастыре на Карповке.

Первый же выпуск реформированной Духовной академии был осуществлен в 1814 году. Двенадцать из семидесяти восьми выпускников сразу же пополнили профессорско-преподавательскую корпорацию. Среди них были известные впоследствии церковные деятели: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий (Постников), профессор протоиерей Герасим Павский, известный тем, что проводил грандиозную работу по научному переводу Библии на русский язык, а также профессор протоиерей Иоаким Кочетов.

Как духовное образовательное учреждение семинария была закрыта, как и Духовная академия, в 1918 году. В первые послереволюционные годы сюда стали селить беспризорников. В годы Великой Отечественной войны в помещениях работал госпиталь. В здание попала авиабомба, частично разрушив его.

В январе 1945 года правящим архиереем Ленинградской епархии стал архиепископ Григорий (Чуков), который приложил все усилия для открытия духовных школ. За месяц до Дня Победы состоялась встреча патриарха Алексия I и митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны. В итоге в ноябре победного года в Ленинграде открылись Богословско-пастырские курсы, а 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I была учреждена Ленинградская духовная академия, одновременно из Богословско-пастырских курсов была сформирована Ленинградская духовная семинария.

14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.

Духовное образование в городе было возрождено.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх