ЗДОРОВЬЕ: Ребенок должен сидеть правильно!
Чтобы длительное сидение за партой в школе и дома при выполнении домашнего задания не отражалось отрицательно на здоровье школьника, необходимо сделать его рабочее место удобным. Правильно ли устроено рабочее место вашего ребенка?
Чтобы длительное сидение за партой в школе и дома при выполнении домашнего задания не отражалось отрицательно на здоровье школьника, необходимо сделать его рабочее место удобным — подобрать соответствующую его возрасту мебель и оптимальное освещение. Проверьте, правильно ли устроено рабочее место вашего ребенка. Свои рекомендации дает врач-педиатр детской городской больницы Константин БОРТКО.
— Когда человек пишет или читает, он стремится принять наиболее удобную позу, так как она напрямую влияет на работоспособность, зрение и даже на слух. Что касается ребенка, его скелет только формируется, поэтому правильная рабочая поза способствует гармоничному развитию костей и мышц, выработке ловкости и плавности движений, и наоборот — неудобный стул, слишком высокий или слишком низкий стол могут привести к неправильному формированию скелета и даже к искривлению позвоночника. Если ребенок правильно сидит, то все системы его организма работают гармонично, он меньше устает.
Подбирать в магазине стол и стул для ребенка надо обязательно в его присутствии. Стол должен соответствовать росту вашего чада. Если он слишком низкий, то ребенку приходится очень низко наклоняться, если стол слишком высокий — он вынужден все время держать руки и плечи поднятыми.
При низком стуле приходится вытягивать ноги вперед или сгибать их в коленях под острым углом. Если сиденье высокое, ноги не достают до пола, а висят в воздухе — тело лишается точки опоры.
Если рабочее место устроено неправильно, то ребенок быстро устает. Правильная поза — прямая спина, а ноги согнуты в коленях под прямым углом. Если рост ребенка 110 — 119 см, высота столешницы не должна превышать 52 см, если рост — более 120 см, нужен уже «взрослый» стол — выше 60 см. Главное правило при выборе: плоскость стола должна находиться на несколько сантиметров ниже уровня груди, чтобы сидящий ребенок мог спокойно опираться на поверхность стола локтями.
Садясь, надо задвигать стул на 3 — 4 см под стол. Выполнять это надо обязательно на занятиях и в школе, и дома.
Надо учитывать, что ваше чадо будет расти. И мебель должна меняться вместе со школьником. Лучший вариант — приобрести парту с регулируемой высотой ножек и кресло с сиденьем, высота которого регулируется. Есть и другой выход. Если маленький ребенок сидит во время занятий за взрослым столом, подставьте скамейку ему под ноги, чтобы они имели точку опоры.
Еще одна задача — подобрать соответствующее освещение. Лампа — неотъемлемый элемент рабочего места школьника. Источником света должны служить как верхняя лампочка, так и настольная, которая освещает непосредственно рабочее место. Мощность настольной лампы должна быть не ниже 40 ватт и не выше шестидесяти. Тусклый свет использовать недопустимо, как и слишком яркий. Лампу лучше купить с длинным шнуром, гибкую. Кроме того, рекомендуется использовать абажур зеленого, успокаивающего цвета. Красный абажур может вызывать перевозбуждение.
Лампа должна стоять с левой стороны, если ребенок — правша, с правой — если левша. При этом следите, чтобы вечером остальная часть комнаты не находилась в полумраке: контраст света может привести к ухудшению зрения у ребенка.