«Мелодии» нет, зато есть много суши
Сегодня магазинов, торгующих видео- и аудиопродукцией, в городе пруд пруди. А ведь совсем недавно о видео никто и думать не думал, а все аудио заключалось в виниловых пластинках. Музыкальные отделы были практически во всех крупных универмагах, а вот специализированный магазин был один, и назывался он «Мелодия».
(Продолжение. Начало в номерах за 16, 17 и 22 июня)
Сегодня магазинов, торгующих видео- и аудиопродукцией, в городе пруд пруди. А ведь совсем недавно о видео никто и думать не думал, а все аудио заключалось в виниловых пластинках. Музыкальные отделы были практически во всех крупных универмагах, а вот специализированный магазин был один, и назывался он «Мелодия» — так же, как главная в Советском Союзе фабрика грампластинок.
Магазин «Мелодия» располагался в доме № 34. В нем было два отдела — популярной и классической музыки. Первый находился справа от входа, второй — слева. В отделе популярной музыки практически всегда было полно людей. К витринам зачастую было не протолкнуться. На стенах висели стенды с перечнем имеющихся в продаже пластинок и последних поступлений. В толпе всегда находились спекулянты, которые готовы были предложить пластинки «Битлз», «Роллинг стоунз», «Дип пёрпл» и так далее. Цена превосходила более чем на порядок пластинки-гиганты, которые продавались в магазине и стоили один рубль сорок копеек.
Спекулятивная цена на легендарные группы не удивляла, зато удивляло то, что классика стоила значительно дешевле современной музыки. Если Льва Лещенко, Яноша Кооша или Радмилу Караклаич (вспомните-ка популярных когда-то венгерского исполнителя и югославскую певицу) свободно можно было купить за рубль сорок, то такие же по минутам звучания Бетховен, Чайковский или Римский-Корсаков стоили на полтинник дешевле.
Да-а, это был популярнейший в Ленинграде магазин. Увы, от него не осталось и следа. Жаль не спекулянтов, которые, безусловно, переквалифицировались в представителей малого и среднего бизнеса, а подлинных меломанов, лишившихся по-настоящему «своего» магазина.
Ныне, разделенное на две части, помещение бывшей «Мелодии» занято предметами моды и дорогущими аксессуарами. То есть тем, подо что отдана огромная часть торговых площадей на Невском проспекте.
В помещениях «Мелодии» теперь торгуют одеждой.
Дом Энгельгардта без Малого зала филармонии представить невозможно.
Не менее значительная часть отдана под кофейни и «суши-бары». Последних на Невском расплодилось столько, что кажется невероятным, как вообще могли жить без суши. Одно из заведений расположилось на месте детского диетического магазина в доме № 30. Этот магазин памятен нескольким поколениям горожан. При его закрытии было много вздохов сожаления. Но бизнес безжалостно вытеснил детскую диету. «Начинка» сей торговой площади менялась несколько раз с 1990-х. На сколько лет хватит суши — посмотрим.
Равно как и кофейни, находящейся в доме напротив. Здесь прежде была прекрасная булочная, славившаяся собственной выпечкой. Естественно, она оказалась не способной выжить в условиях тотального бизнеса. Было время — часть магазина заняло кафе «Сказка», в котором можно было недорого перекусить вкусными пирожками и выпить неплохого кофе за весьма разумные деньги. Однако там, где можно брать большие деньги, такие предприятия тоже не выживают. Недолго сказывалась «Сказка», превратившись в быль Невского проспекта новейшей его истории. Теперь на этой торговой площади находится фирменная кофейня и Российский ювелирный дом. Трудно сказать, как надолго расположились здесь ювелиры, ведь фирменного ювелирного магазина Андрея Ананова, находившегося рядом, в «Серебряных рядах», больше нет.
Что не подвержено никаким политическим и экономическим ветрам, так это Петербургская филармония. Малый зал имени Глинки как был, так есть и будет находиться в доме Энгельгардта по адресу: Невский проспект, 30.
Фото Натальи ЧАЙКИ