Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Петербуржцам нравится играть в куклы

Похоже, что сегодня действительно наступило время кукол. Культурологи и искусствоведы говорят о появлении нового социально-психологического типа — это взрослый человек, сохранивший много детских черт и интересов.

Похоже, что сегодня действительно наступило время кукол. Культурологи и искусствоведы говорят о появлении нового социально-психологического типа — это взрослый человек, сохранивший много детских черт и интересов. Он может быть вполне успешным в карьере и в семье, но при этом обожает сказки, не пропускает в кино ни одного фильма вроде «Гарри Поттера» или «Аватара» и даже посещает все премьеры мультфильмов.

Возможно, это способ отдыхать от сложностей взрослой жизни и лежащей на плечах ответственности за себя и за мир. Так или иначе куклы сегодня популярны как никогда.

В Петербурге выставки кукол следуют пестрой чередой, особенно под Новый год и Рождество. Глаза разбегаются от обилия красоты — барышень и юношей, очаровательных младенцев и детей в старинных одежках, забавных старичков и пугающих чудовищ. А еще множество мишек и зайчиков, розовых слонов и троллей, выполненных в разных техниках и стилях.

Особенно притягивают зрителей авторские куклы. В отличие от штампованных на конвейере китайских игрушек авторские куклы всегда индивидуальны и словно одухотворены мастерством и талантом художника.

Подробно о выставке и куклах корреспондент «ВП» поговорила с Натальей Филиновой — педагогом Школы кукол, талантливым мастером, лауреатом выставки «Время кукол-2009» в номинации «Кукла с характером».

На куклы денег народ не жалеет

— Неужели куклы — это так востребовано?

— Это очень востребовано, и не только теми, кто их делает, но также и теми, кто хочет этому научиться, и, конечно, зрителями, которые приходят на выставки. Некоторые авторские куклы стоят от двух тысяч рублей, другие — несколько тысяч долларов. Одна кукла в международном салоне стоила полтора миллиона долларов. Несмотря на сравнительно высокие цены и кризис, народ продолжает покупать куклы. Сегодня в музеях и галереях чаще всего выставляются не детские игрушки, а скорее арт-объекты, в некотором роде — произведения искусства, которые можно приравнять к скульптуре и живописи. Это направление в декоративно-прикладном искусстве сейчас бурно развивается. Например, во время работы выставки «Время кукол» в Союзе художников были заполнены два огромных выставочных зала, потому что с каждым годом наших кукольников становится все больше и больше.

Тебя, Офелию мою...

— Расскажите про своих кукол...


— Я в основном работаю в жанре исторического фэнтези, мифологии. Есть работа по мифам о короле Артуре, это «Ангел-миротворец». По старинной легенде, ангел поместил меч в камень для того, чтобы только истинный король смог его достать. Этот мой ангел как бы говорит: «Прощай, оружие! Перестаньте воевать друг с другом, нужно всем жить в мире». Есть у меня «Хранитель» — это вольная копия картины английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Миллеса «Грезы былого». Вообще сегодня модно воссоздавать классические живописные произведения в трехмерной скульптуре-кукле. Есть у меня тролль, хоббит, карлик, но на этой выставке у меня больше людей. Вот Франческа, это ангел-лютнист, но она почему-то захотела остаться без крыльев. А это Офелия, она сидит на дереве, не касаясь ногами воды, это миг перед тем, как она бросилась вниз. Тут мне было интересно сделать не саму куклу, а подставку: дерево, воду.

— У вас есть любимая кукла?

— Сейчас любимая — Офелия, потому что она необычна по композиции. Но по большому счету у меня всегда любимая кукла — та, над которой работаю в данный момент.

— А когда продаете, не жалко расставаться?

— Есть какое-то сожаление, но к ним нельзя привязываться, а то совсем невозможно их продавать.

Из чего только сделаны девочки?

— Не могу понять, из чего они сделаны...


— Я в основном работаю с двумя пластиками: с запекаемым пластиком и самоотвердевающим. Запекаемый — это пластик, который помещается в духовку, потом там разогревается и через час твердеет, роспись по этому пластику идет маслом. А самоотвердевающий пластик отвердевает на воздухе сам по себе. Мои куклы сделаны в так называемом петербургском стиле.

— А что значит «петербургский стиль»?

— Петербургский стиль отличается от остальных тем, что в работу идут все материалы, которые есть в доме. Это может быть шелк, кружева, бусины, бумага, да что угодно. Вот у меня тролль сделан из пластика и салфеток для рук.

— Где вы научились всему?


— Я увлечена этим уже 17 лет, была самоучкой, а 4 года назад окончила первую школу авторской куклы, сейчас занимаюсь куклами профессионально и преподаю в школе «Старый шарманщик».

— И много людей хотят научиться делать куклы?

— Еще 4 года назад у нас в городе не было ничего, а теперь все стремительно развивается и с каждым годом все больше. Надеюсь, что так будет и дальше, потому что у меня такое ощущение, что наши российские кукольники уже давно обошли европейских, а может быть, даже японских. Я смотрела выставку и заметила, насколько русские работы интереснее и в чем-то профессиональнее иностранных. Такое ощущение, что у людей в нашей стране непревзойденная обучаемость, они все повышают и повышают квалификацию.

Кстати

В рождественские каникулы в Петербурге проходит немало кукольных выставок.

7 января в Российском этнографическом музее открылось Восьмое петербургское собрание театров «Рождественская мистерия». В фестивале, который возрождает традиции вертепных театров, представлено более 20 театров.

В полюбившейся петербуржцам Галерее кукол Варвары Скрипкиной работает забавная, но и поучительная выставка «Велеречия русского языка, или Пир Духа». Кукла, олицетворяющая это выражение, — это бабушка, не вполне примирившаяся с уходящей молодостью. Она сидит на качелях в войлочных тапочках, но волосы ее выкрашены в огненно-рыжий цвет. Еще публику порадуют такие экстравагантные персонажи, как «Еперный театр», «Козья морда», «Муть голубая», «Корова на льду».

В Музее игрушки на Карповке можно проследить за метаморфозами знаменитого сказочного уродца — Щелкунчика, прославленного Гофманом и Чайковским.

Выставка «Щелкунчик в спирали эволюции» продлится до 24 января.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме приглашает на выставку «О, не верьте этому Невскому проспекту!» и театральный спектакль «Про то, как Черт месяц украл».

В Музее кукол на Камской улице открыта выставка «Зимняя фантазия», организованная председателем петербургского квилт-клуба Людмилой Галумовой. Перед посетителями предстанут новогодние и рождественские персонажи разных стран.

Подготовили Виктория Аминова и Алексей Шмелев

↑ Наверх