Потомок Юргенса вступился за город предков
Защита особняка на Жуковского, 19, принимает новый оборот. Теперь к активистам — сборщикам подписей присоединился и праправнук Юргенса Андрей Сергеев.
Защита особняка на Жуковского, 19, принимает новый оборот.
— Я в жизни оптимист, — говорит о себе петербургский физик Андрей Витальевич Сергеев. — Но то, что происходит сейчас в городе с историческими зданиями, способно ввергнуть в глубочайшее уныние. Сплошные разрушения — дом Рогова на Загородном проспекте, дом в Поварском переулке, дача Гаусвальд на Каменном острове... И такие неравные силы — большие деньги, а против них всего лишь группа молодых людей.
Андрей Витальевич, человек зрелых лет, недавно присоединился к группе молодежи — движению за сохранение культурного наследия Петербурга «Живой город».
— Я был подписчиком новостей «Живого города» в Интернете и вот недавно узнал о готовящемся сносе того дома, что построил в 1865 году для своей семьи мой прапрадед, архитектор Эммануил Густавович Юргенс. В 1917 году детей и внуков архитектора выгнали из дома. Одного из его потомков репрессировали, другие ютились по коммуналкам. Теперь и дом уничтожают.
Дом Юргенса, национализированный после революции, продан в наши дни городом частной фирме, и новые хозяева вольны делать с ним что угодно. Они объявили здание на улице Жуковского, 19, аварийным, обнесли синим строительным забором и приготовились к его демонтажу — ради строительства гостиничного комплекса в исторической Литейной части города.
Протестов со стороны городских исполнительных структур — типа призванного охранять культурное наследие КГИОП — не последовало. Дом исторический, но без статуса памятника, а такие дореволюционные дома сносить можно, если доказать их необратимую аварийность.
Этот фасад вскоре будет уничтожен.
Процедура признания исторических зданий аварийными — известное поле для злоупотреблений в Петербурге, полагают депутаты Законодательного собрания города. В середине сентября они поддержали два депутатских запроса губернатору города: один конкретно по дому на Жуковского, 19, второй на тему «аварийности».
— Какой орган государственной власти и какое должностное лицо правительства Санкт-Петербурга несет ответственность за решение о невозможности ликвидации аварийности исторического здания? — был задан вопрос Валентине Матвиенко.
Пока Мариинский дворец ждет ответа из Смольного, работы по разборке дома Юргенса входят в практическую фазу. Защитники из «Живого города» тем временем проводят одиночные пикеты на улице Жуковского — активность одиночек правилами города не запрещена — и собирают подписи протеста в адрес губернатора.
— Всего за четыре дня было собрано 695 подписей, — сообщили «Вечернему Петербургу» в «Живом городе». — Мы надеемся, что такое внимание жителей нашего города поможет обратить внимание губернатора на проблему контроля за объективностью экспертиз аварийности исторических зданий, проводимых по заказу потенциальных застройщиков, и убедить его принять меры к сохранению особняка Юргенса.
Теперь к активистам — сборщикам подписей присоединился и праправнук Юргенса Андрей Сергеев.
— Я понимаю, что этот дом скорее всего снесут, — говорит Андрей Витальевич. — Но только пусть он будет последним уничтоженным. Иначе в наш город будет незачем приезжать, не на что смотреть.
Во время этого разговора он показывает съемочной группе телеканала «100ТВ» немногие сохранившиеся семейные реликвии — выцветший графический портрет архитектора Эммануила Юргенса, поздравительный адрес к золотой свадьбе его родителей. К счастью, эти бумаги не последние материальные носители памяти о выдающемся прапрадеде — в Петербурге еще остаются созданные им образцы промышленной архитектуры. Некоторые из них — памятники, находятся под государственной охраной.
— Что вы намерены делать дальше? — спрашивают потомка журналисты.
— 9 октября обязательно пойду на Марш за сохранение Петербурга, — отвечает Андрей Сергеев.
Между тем
4-й Марш за сохранение Петербурга пройдет 9 октября c 13.00 до 16.00 на Пионерской площади (у ТЮЗа). С властями города акция согласована.
Фото автора