Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Вода над «сумасшедшим кораблем»

Продолжаем прогулку по Невскому проспекту с Алексеем Ерофеевым. Более всего изменился перекресток Невского и Большой Морской улицы. Ни на одном из четырех углов нет того, что характеризовало известные дома. Дом № 18 был известен магазином антикварной книги. Здесь можно было найти редчайшие издания. Теперь в одной части бывшего магазина старой книги находится кафе, в другой — ресторан со странным названием.

(Продолжение. Начало в номерах за 16, 17, 22 и 23 июня)

Более всего изменился перекресток Невского и Большой Морской улицы.

Ни на одном из четырех углов нет того, что характеризовало известные дома. Дом № 18 был известен магазином антикварной книги. Здесь можно было найти редчайшие издания. Теперь в одной части бывшего магазина старой книги находится кафе, в другой — ресторан со странным названием.


А в этом доме располагался магазин антикварной книги, где можно было купить редчайшие издания.


В доме № 16 располагался магазин «Искусство», в котором наряду с красочными живописными альбомами продавалась литература на русском языке, изданная за рубежом, преимущественно, конечно, в социалистических странах. Теперь торговый зал заполнен дорогими костюмами, сквозь витрину видны подтянутые продавцы, но не видно покупателей. Элитные пиджаки не каждому по карману.

На противоположной стороне, в доме № 13, был продовольственный магазин. На его месте — очередной суши-бар.


В доме № 13 продовольственный магазин сменило очередное заведение с суши.


Ну а самый знаменитый на этом перекрестке — дом № 15, в котором до недавнего времени находился кинотеатр «Баррикада».

Здание это известно как дом полицмейстера, дом Косиковского, дом Елисеевых и как ДИСК.

Впрочем, по порядку. Строился он для генерал-полицмейстера екатерининского времени Николая Ивановича Чичерина, оттого и стал называться домом полицмейстера. Довольно долго владельцем здания был откупщик Андрей Косиковский, наживший состояние на поставке продовольствия для русской армии во время Отечественной войны 1812 года. Затем у наследников Косиковского дом купили купцы братья Елисеевы.


У знаменитого дома Чичерина подлинным остался только фасад.


Из известных владельцев в названии здания не зафиксировался только Абрам Перетц. Этот человек владел зданием до Косиковского. Сделал же себе состояние он на соли. Его фамилия не осталась на слуху в перечне владельцев дома-красавца, зато осталась в поговорке, ходившей в первой половине XIX века: «Где соль, там и перец». Как видим, люди ловко обыграли фамилию откупщика и род его деятельности.

Но главным образом дом вошел в историю как ДИСК. Дом искусств, представлявший собой коммуну писателей и художников, располагался здесь в первые послереволюционные годы. Перечень знаменитых жильцов, оставивших в отечественном искусстве яркий и неповторимый след, значительно шире перечня владельцев дома. Стоит, однако, напомнить, что здесь Александр Грин закончил феерию «Алые паруса», Владислав Ходасевич сравнивал в стихах дом с кораблем, а Ольга Форш написала роман «Сумасшедший корабль», посвященный быту Дома искусств.

Обратите внимание на незримое присутствие водной стихии в перечисленных произведениях. Вода — рок этого дома. В свое время из-за нее попал в опалу первый владелец — генерал-полицмейстер Чичерин. После страшного наводнения 1777 года, во время которого он не принял практически никаких шагов к спасению людей, Чичерин был отправлен в отставку.

Тогда вода залила город и этот дом, поднявшись, как и положено во время наводнений, снизу. Теперь есть опасность наводнения сверху. Ведь новый хозяин перестроенного дома, от которого историческим остался только фасад, устроил с разрешения всех официальных государственных органов на крыше бассейн.

Внутри переделано все. Капитально. Богато. Но это богатство не из тех, что способно вызвать к жизни «Сумасшедший корабль» или тем более «Алые паруса». В этом соль. Ну а мы помним: где соль, там и перец. Перец (горький) в том, что в элитное заведение, которое теперь располагается в этом поистине легендарном доме, посторонним вход... ну, если не воспрещен, то весьма затруднен.

 

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх