Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Медаль защитникам блокадного Ленинграда. Неизвестный художник

Страница шестая: 18 апреля 1942 года, суббота

Еще в последние мартовские дни, когда в воздухе явственно запахло оттепелью, а снежные сугробы на Невском стали заметно чернеть, в городе распространился слух.

Говорили, что где-то на Васильевском острове умер от голодного истощения старик-художник, и что среди вещей его найден образец замечательной медали, которую будто бы покойный собирался отправить в Кремль, на рассмотрение правительства. Медаль якобы была выполнена вручную, в одном экземпляре, в честь героических защитников Ленинграда. На лицевой ее стороне, на фоне здания Смольного, были выбиты слова: «Я жил в Ленинграде в блокаду».

Медаль «За оборону Ленинграда» учреждена 22 декабря 1942 года. В Народный комиссариат обороны СССР было подано семь эскизов, из которых был выбран проект художника Москалёва (первый в верхнем ряду).

— Попробуйте отыскать эту медаль, — сказал секретарь редакции.

Искать источник молвы в осажденном городе — дело, разумеется, безнадежное. Медаль мы так и не нашли. Но Наташа Игнатьева раздобыла тщательно выполненный эскиз этой медали. Предстояло выяснить, кто же автор идеи и самого эскиза.

Я обратился в Союз художников. На пополненной новыми произведениями выставке художников блокадного Ленинграда этой медали не было. Вниманием немногочисленных посетителей пользовались картины Владимира Серова [1], Вячеслава Пакулина [2], Давида Загоскина [3]. Особенно — живописное полотно Серова «Балтийцы».

— Боюсь, Ариф, что не могу быть тебе полезен, — сказал мне Владимир Александрович Серов. — Возможно, что это работа кого-нибудь из художников Монетного двора.

Пошел и туда. Благо Монетный двор расположен в Петропавловской крепости, прямо по соседству с нашей типографией. Но и там не удалось выяснить что-то определенное.

Коней Клодта спасли от бомбежек, закопав в Катькином садике.

Секретарь парткома организовал мне встречу со старейшим мастером — знатоком дела. Это был страшно исхудавший, высокий мужчина в ватнике, который держал в руках длинный список погибших работников. Надев очки, он стал медленно перечитывать его. Называл имена отрывисто, как на воинской перекличке. И о каждом из упомянутых говорил что-то существенное.

В парткоме было невероятно холодно. Откуда-то сверху, из производственных цехов, доносился стук штамповочных машин.

— Ну что же, — сказал секретарь, зябко поёживаясь, — вполне можно сказать, что это сделал кто-то из наших медальеров. Только вот кто?

Взяв в руки эскиз, он добавил:

— Видите ли, надпись на медали уникальна. «Я жил в Ленинграде в блокаду». Верные, абсолютно точные слова. И пояснять ничего не нужно. Каждый поймет, что это значит.

Прощаясь со мной, он пообещал с едва заметной улыбкой:

— А медаль такую мы еще отчеканим для ленинградцев. Обязательно отчеканим. Вот увидите.

 

Спасаясь от голода, ленинградцы разбивали огороды везде, где было хоть немного земли. Даже на Невском.

Персоналии:

1. Серов Владимир Александрович. (1910 — 1968).

Замечательный ленинградский живописец и график. Любимый ученик Исаака Бродского. Возглавлял Ленинградский Союз советских художников (1941 — 1948). В годы войны участвовал в работе объединения «Боевой карандаш», многократно выезжал на боевые позиции, активно сотрудничал с ленинградскими газетами.

Автор известных всем ленинградцам плакатов «Защитим город Ленина»(1941), «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!» (1944). Впоследствии стал первым секретарем Союза художников России (1960 — 1968), президентом Академии художеств СССР (1962-1968).

До сих пор подвергается несправедливым наветам, хотя в годы блокады именно В. А. Серов поддержал художников разных направлений, таких как Д. Загоскин и В. Пакулин.

2. Пакулин Вячеслав Владимирович (1901 — 1951).

Ленинградский живописец. Испытал воздействие В. Е. Татлина и К. С. Малевича. В годы блокады Ленинграда стал одним из апостолов духовного сопротивления жителей осажденного города. В невероятно холодную зиму 1941 — 1942 гг. создает серию пейзажей, запечатлевших возвышенную красоту обезлюдевшего заиндевевшего города. Ленинградцы видели его работающим на морозе, нередко под обстрелами и бомбежками. Запечатлен в знаменитом, всемирно известном документальном фильме «Ленинград в борьбе». В марте 1943 г. вместе с В. А. Серовым выезжал на передовую писать портреты бойцов. В 1949 г. коллеги-соперники мастера под предлогом раскрутки «ленинградского дела» у него на глазах сожгли лучшие его работы. Этого удара Пакулин не смог пережить.

3. Загоскин Давид Ефимович (1910 — 1942).

Художник-авангардист, обладавший удивительной способностью переводить простые будничные мотивы в план бытийного, философского постижения действительности. Вместе с А. Пахомовым, А. Самохваловым, В. Конашевичем, В. Пакулиным входил в объединение «Круг художников». Автор известной картины «8 сентября 1941 года», изображающей вражеский налет на Ленинград. Скончался от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.

Его работы входят в коллекцию «Сто шедевров Санкт-Петербурга», которая в январе 2014 г. будет представлена на выставке в Турине.


Страницы дненика:

 

Страница первая

Страница вторая

Страница третья

Страница четвертая

Страница пятая

Страница шестая

Страница седьмая

Страница восьмая

↑ Наверх