Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Сколько вытерпит он перемен?

Недавно бывший доходный дом А. И. Трейберга, перестроенный на рубеже XIX — XX веков Леонтием Бенуа, был надстроен. В отличие от многих новых мансард, изрядно испортивших некоторые здания в историческом центре, эта надстройка вписана предельно корректно.

Дом, выходящий на Невский проспект, Малую Морскую улицу и Кирпичный переулок, не подвергся такому ремонту, как дом № 15, фасады которого также выходят на три проезда.

Недавно бывший доходный дом А. И. Трейберга, перестроенный на рубеже XIX — XX веков Леонтием Бенуа, был надстроен. В отличие от многих новых мансард, изрядно испортивших некоторые здания в историческом центре, эта надстройка вписана предельно корректно.

Тем не менее утраты дом понес весьма ощутимые. Во-первых, исчез генеральский магазин. Старшее поколение петербуржцев его иначе не называло. Дело в том, что в войну в нем отоваривали карточки генералы. С тех пор и повелось. Было у него еще одно название, которое, правда, употребляли значительно реже: «Под Дудинской». С 1944-го по 2000 год легенда русского балета Наталья Михайловна Дудинская жила как раз над магазином — окна ее квартиры выходили на Малую Морскую улицу. В последнее десятилетие в этих окнах не горел свет, а затем появилась надпись «SALE». Теперь за окнами достаточно светло — там открылся интернет-клуб, в котором, к тому же, можно перекусить.

С одной стороны, в этом можно видеть некоторое возвращение к изначальной задумке хозяина доходного дома, воплощенной Леонтием Бенуа. В начале прошлого века первые два этажа предназначались для обувного магазина «Александр». Это уж потом внизу был сделан продовольственный магазин, а второй этаж переоборудован в жилое помещение. Но, с другой стороны, если бы там располагалась обычная коммуналка, а не квартира великой балерины...

Несколько нелепо сегодня на фоне интернет-клуба в простенках между окон оказались две мемориальные доски, одна из которых посвящена Дудинской, другая — академику Николаю Ивановичу Вавилову, также жившему в этом доме.

Увы, не удалось сохранить дом № 4 по Малой Морской. Построенный архитектором страхового общества «Саламандра» Николаем Веревкиным в 1913 году, дом серьезно пострадал в Великую Отечественную войну.

Дом стал первенцем послевоенного возрождения Ленинграда. Вместо угла дома, отрезанного бомбой, архитекторы Борис Рубаненко и Игорь Фомин оформили фасадную памятную стену, украшенную перевитыми лентой венками из пшеничных колосьев и дубовых веток. На уровне четвертого-пятого этажей в знак уважения к подвигу ленинградцев поставили колонну-цветок как дар погибшим от оставшихся в живых и от их потомков.

Зодчие блистательно справились с реконструкцией здания, не только создав на угловом фасаде скромный памятник стойкости мужеству ленинградцев, но и расширив за счет срезанного угла пространство улицы в столь ответственном месте города. Этот перекресток выиграл и в эстетическом плане.

Фактически тот фасад был первым рукотворным памятником мужеству ленинградцев, выстоявших в блокаду.

На месте разобранного дома, в котором, кстати говоря, двадцать два года жил выдающийся режиссер, создатель театра Комедии Николай Акимов, сейчас строится станция метро «Адмиралтейская». По планам, этот дом должен быть восстановлен в том виде, в котором он дошел до 2009 года.


Дом № 4 по Малой Морской сейчас в лесах — здесь будет станция метро «Адмиралтейская». Фасад должны восстановить в прежнем виде.


Прежде чем вернуться на Невский проспект, обратим внимание, что перспектива Малой Морской улицы обезображена гигантским стеклянным куполом гостиницы, стоящей на Почтамтской, 4.

Немыслимая надстройка возникла в нарушение всех законов, и никто не понес никакого наказания. Архитектор же, который делал проект воссоздания старого дома, отказался от авторства. Именно из-за этого купола-монстра, который уничтожил сразу несколько классических петербургских панорам.

Незнание иногда спасает, потому что в противном случае из человека, изуродовавшего город, хочется сделать бифштекс...

Кстати, о бифштексах.

В доме, стоявшем в начале позапрошлого века на углу Невского и Малой Морской, находился ресторан англичанина Томаса Роби. В нем подавали бифштексы — новое по тем временам блюдо. Можно сказать, что история российских бифштексов началась отсюда.

Дом № 7 — 9, стоящий ныне на месте того дома, известный большинству петербуржцев главным образом по авиакассам, в свое время тоже воспринимался неоднозначно. Уж больно большим выглядел. Построил же его в 1912 году архитектор Марианн Перетяткович для банкирского дома «Г. Вавельберг», называвшегося по имени основателя банкирской династии Генриха Вавельберга. Возводился он на средства его внука Михаила Вавельберга.

Существует весьма правдоподобная легенда о том, как банкир принимал у строителей законченное здание. Увидев табличку на дверях с надписью «толкать от себя», он повелел ее заменить. Появилась другая, более соответствующая принципам финансового магната: «тянуть к себе». Вероятно, строителям пришлось переделать и двери — они должны были открываться не внутрь, а наружу, чтобы принцип «тянуть к себе» читался всеми, кто проходит по главной улице города.

Этим принципом руководствовались и предприимчивые люди, которые в 1990-е решили перетащить сюда знаменитый «Сайгон», который был вытеснен со своего места в доме на углу Невского и Владимирского проспектов. Но перенесенный «Сайгон» оказался нежизнеспособным. Сейчас в этом помещении открыта кофейня.


Этот дом на Невском, 7 — 9, построил архитектор Перетяткович для банкира Вавельберга.


А вот из дома № 5 почему-то ушли вполне жизнеспособные и нужные людям магазин «Цветы» и аптека. Вместо цветочного магазина появился салон, торгующий модными аксессуарами, а место аптеки недавно заняла некая творческая мастерская. С витрин на горожан и гостей города смотрит какая-то морда. Рот заклеен надписью: «Все, что ты знаешь, — ложь», а рядом укреплен, видимо, девиз фирмы: «Краска есть — ума не надо».

И как тут, в начале Невского, рядом с улицей, которая 91 год носила имя Гоголя, не вспомнить слова великого писателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» В данном случае неверие следует отнести к подобным «творческим мастерским».

И еще из Гоголя о Невском: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних только суток!»

Мы окинули взором изменения, произошедшие за многие годы. Они значительны. Но главное все же — «сколько вытерпит он перемен», чтобы остаться Невским, «всемогущим Невским проспектом»?

Фото Натальи ЧАЙКИ


(Окончание. Начало в номерах за 16, 17, 22, 23 и 24 июня)

↑ Наверх