Сколько вытерпит он перемен?
Недавно бывший доходный дом А. И. Трейберга, перестроенный на рубеже XIX — XX веков Леонтием Бенуа, был надстроен. В отличие от многих новых мансард, изрядно испортивших некоторые здания в историческом центре, эта надстройка вписана предельно корректно.
Дом, выходящий на Невский проспект, Малую Морскую улицу и Кирпичный переулок, не подвергся такому ремонту, как дом № 15, фасады которого также выходят на три проезда.
Недавно бывший доходный дом А. И. Трейберга, перестроенный на рубеже XIX — XX веков Леонтием Бенуа, был надстроен. В отличие от многих новых мансард, изрядно испортивших некоторые здания в историческом центре, эта надстройка вписана предельно корректно.
Тем не менее утраты дом понес весьма ощутимые. Во-первых, исчез генеральский магазин. Старшее поколение петербуржцев его иначе не называло. Дело в том, что в войну в нем отоваривали карточки генералы. С тех пор и повелось. Было у него еще одно название, которое, правда, употребляли значительно реже: «Под Дудинской». С 1944-го по 2000 год легенда русского балета Наталья Михайловна Дудинская жила как раз над магазином — окна ее квартиры выходили на Малую Морскую улицу. В последнее десятилетие в этих окнах не горел свет, а затем появилась надпись «SALE». Теперь за окнами достаточно светло — там открылся интернет-клуб, в котором, к тому же, можно перекусить.
С одной стороны, в этом можно видеть некоторое возвращение к изначальной задумке хозяина доходного дома, воплощенной Леонтием Бенуа. В начале прошлого века первые два этажа предназначались для обувного магазина «Александр». Это уж потом внизу был сделан продовольственный магазин, а второй этаж переоборудован в жилое помещение. Но, с другой стороны, если бы там располагалась обычная коммуналка, а не квартира великой балерины...
Несколько нелепо сегодня на фоне интернет-клуба в простенках между окон оказались две мемориальные доски, одна из которых посвящена Дудинской, другая — академику Николаю Ивановичу Вавилову, также жившему в этом доме.
Увы, не удалось сохранить дом № 4 по Малой Морской. Построенный архитектором страхового общества «Саламандра» Николаем Веревкиным в 1913 году, дом серьезно пострадал в Великую Отечественную войну.
Дом стал первенцем послевоенного возрождения Ленинграда. Вместо угла дома, отрезанного бомбой, архитекторы Борис Рубаненко и Игорь Фомин оформили фасадную памятную стену, украшенную перевитыми лентой венками из пшеничных колосьев и дубовых веток. На уровне четвертого-пятого этажей в знак уважения к подвигу ленинградцев поставили колонну-цветок как дар погибшим от оставшихся в живых и от их потомков.
Зодчие блистательно справились с реконструкцией здания, не только создав на угловом фасаде скромный памятник стойкости мужеству ленинградцев, но и расширив за счет срезанного угла пространство улицы в столь ответственном месте города. Этот перекресток выиграл и в эстетическом плане.
Фактически тот фасад был первым рукотворным памятником мужеству ленинградцев, выстоявших в блокаду.
На месте разобранного дома, в котором, кстати говоря, двадцать два года жил выдающийся режиссер, создатель театра Комедии Николай Акимов, сейчас строится станция метро «Адмиралтейская». По планам, этот дом должен быть восстановлен в том виде, в котором он дошел до 2009 года.
Прежде чем вернуться на Невский проспект, обратим внимание, что перспектива Малой Морской улицы обезображена гигантским стеклянным куполом гостиницы, стоящей на Почтамтской, 4.
Немыслимая надстройка возникла в нарушение всех законов, и никто не понес никакого наказания. Архитектор же, который делал проект воссоздания старого дома, отказался от авторства. Именно из-за этого купола-монстра, который уничтожил сразу несколько классических петербургских панорам.
Незнание иногда спасает, потому что в противном случае из человека, изуродовавшего город, хочется сделать бифштекс...
Кстати, о бифштексах.
В доме, стоявшем в начале позапрошлого века на углу Невского и Малой Морской, находился ресторан англичанина Томаса Роби. В нем подавали бифштексы — новое по тем временам блюдо. Можно сказать, что история российских бифштексов началась отсюда.
Дом № 7 — 9, стоящий ныне на месте того дома, известный большинству петербуржцев главным образом по авиакассам, в свое время тоже воспринимался неоднозначно. Уж больно большим выглядел. Построил же его в 1912 году архитектор Марианн Перетяткович для банкирского дома «Г. Вавельберг», называвшегося по имени основателя банкирской династии Генриха Вавельберга. Возводился он на средства его внука Михаила Вавельберга.
Существует весьма правдоподобная легенда о том, как банкир принимал у строителей законченное здание. Увидев табличку на дверях с надписью «толкать от себя», он повелел ее заменить. Появилась другая, более соответствующая принципам финансового магната: «тянуть к себе». Вероятно, строителям пришлось переделать и двери — они должны были открываться не внутрь, а наружу, чтобы принцип «тянуть к себе» читался всеми, кто проходит по главной улице города.
Этим принципом руководствовались и предприимчивые люди, которые в 1990-е решили перетащить сюда знаменитый «Сайгон», который был вытеснен со своего места в доме на углу Невского и Владимирского проспектов. Но перенесенный «Сайгон» оказался нежизнеспособным. Сейчас в этом помещении открыта кофейня.
А вот из дома № 5 почему-то ушли вполне жизнеспособные и нужные людям магазин «Цветы» и аптека. Вместо цветочного магазина появился салон, торгующий модными аксессуарами, а место аптеки недавно заняла некая творческая мастерская. С витрин на горожан и гостей города смотрит какая-то морда. Рот заклеен надписью: «Все, что ты знаешь, — ложь», а рядом укреплен, видимо, девиз фирмы: «Краска есть — ума не надо».
И как тут, в начале Невского, рядом с улицей, которая 91 год носила имя Гоголя, не вспомнить слова великого писателя: «О, не верьте этому Невскому проспекту!» В данном случае неверие следует отнести к подобным «творческим мастерским».
И еще из Гоголя о Невском: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних только суток!»
Мы окинули взором изменения, произошедшие за многие годы. Они значительны. Но главное все же — «сколько вытерпит он перемен», чтобы остаться Невским, «всемогущим Невским проспектом»?
Фото Натальи ЧАЙКИ
(Окончание. Начало в номерах за 16, 17, 22, 23 и 24 июня)