Восемь километров по Обводному
Реконструкция Американских мостов повлечет за собой и изменение потока автомобильного транспорта. В створе Днепропетровской улицы уже начали строить новый мост. Его здесь никогда не было, и по этой улице, возникшей в середине XIX века и получившей название Екатеринославской, невозможно было пройти насквозь.
(Продолжение. Начало в номерах за 23 и 30 октября, 6, 13, 27 ноября и 18 декабря 2009 года, 11 января 2010 года).
Реконструкция Американских мостов повлечет за собой и изменение потока автомобильного транспорта. В створе Днепропетровской улицы уже начали строить новый мост. Его здесь никогда не было, и по этой улице, возникшей в середине XIX века и получившей название Екатеринославской (прежнее имя — Днепропетровская), невозможно было пройти насквозь.
Старинные церкви и памятник Николаю II
Безусловно, это несколько улучшит транспортную ситуацию в этом месте, отмеченном весьма важным общественным сооружением — автовокзалом. После того как много лет назад автовокзал на Сенной площади (тогда еще площади Мира) был закрыт, в городе остался один автовокзал — на Обводном. Ничем особо не примечательное здание постройки начала 1960-х годов создали архитекторы В. В. Брагин, Л. Н. Семенова и Ф. А. Ротченко. По их же проекту тогда же была возведена гостиница «Киевская».
Пожалуй, лучшая страница в истории участка Обводного канала у Лиговского проспекта связана с замечательным ансамблем Крестовоздвиженской церкви, который расположен за чередой стоящих между улицей Черняховского и Лиговкой детских учреждений — небольших, скромных двухэтажных зданий.
Начало церковному ансамблю было положено еще в Петровскую эпоху. В 1710 — 1712 годах здесь поселились ямщики и появилась часовня при местном кладбище. Через шесть лет сгоревшую часовню заменила церковь Рождества Христова, но и ей не была суждена долгая жизнь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался, пока в 1848 году по проекту архитектора Егора Диммерта здесь не выросла и поныне существующая Воздвиженская церковь, которая фактически включила в себя старую каменную церковь, созданную еще в 1747 году под наблюдением архитектора Йохана Шумахера.
Однако церковный ансамбль на Лиговке состоит не только из Воздвиженской церкви и ампирной колокольни, построенной в 1812 году архитектором Александром Постниковым. Здесь же расположены еще две церкви: Тихвинская и Кирилла и Мефодия.
В советские времена все эти церкви были заброшены, пребывали в запустении. В 1991 году храмы возвращены верующим. Сейчас они принадлежат казачьей общине, в них регулярно проводятся богослужения.
А 19 мая 2002 года у алтарной части Крестовоздвиженской церкви был открыт первый в Петербурге памятник Николаю II. Его автор — скульптор Сергей Алипов.
С этим местом связана история самого крупного затопления города в период Великой Отечественной войны. В 22 часа 8 сентября 1941 года, то есть вечером первого дня блокады, в результате попадания фугасной авиабомбы был разрушен трубопровод, и вода разлилась по Лиговке от Разъезжей улицы до Обводного канала и до Боровой улицы. Локализована авария была довольно быстро, в течение часа. И это несмотря на то, что работать приходилось в ледяной воде по колено, в темноте, поскольку уличное освещение было отключено в целях светомаскировки.
Вот пример одного из многочисленных ежедневных подвигов ленинградцев в тяжелую годину...
От кинотеатра и театра — к вестибюлю метро
На четной стороне Обводного канала на углу с Лиговским проспектом возвышается красивый доходный дом Ивана Ивановича Дурдина (№ 48/130), построенный в 1913 году по проекту Александра Фанталова. Дом принадлежал сыну знаменитого промышленника Ивана Алексеевича Дурдина, но в историю вошел главным образом спортивными достижениями его обитателей, живших в нем уже в советское время.
Это олимпийская чемпионка по легкой атлетике Эльвира Озолинь и борец Александр Иваницкий. Интересно вспомнить, что Иваницкого, которого по Дороге жизни вывезли из осажденного Ленинграда, в спортивный зал буквально насильно затащил его приятель. Так вышло, что фамилия приятеля забылась, а Иваницкий остался в истории олимпийских побед наших спортсменов.
Территория напротив этого дома, по другую сторону Лиговского проспекта, сейчас огорожена забором. Там строится наземный вестибюль станции метро «Обводный канал».
В советскую пору здесь располагался кинотеатр «Север», в середине 1980-х он был закрыт. Но недаром же говорится, что свято место пусто не бывает. В те же славные годы перестройки и гласности здесь поселился так называемый «Театр Нерешенных Проблем». Правда, даже театралы вряд ли вспомнят какие-нибудь постановки на этой сцене. «Театр Нерешенных Проблем» насчитывал в своей труппе одного человека. Им был специалист по созданию проблем городским властям Вадим Поляков.
Соединяет берега Обводного канала в створе Лиговского проспекта Ново-Каменный мост.
В 1816 — 1821 годах по проекту инженера Петра Базена, руководившего завершением строительства Обводного канала от Лиговского канала до Невы, был построен однопролетный акведук, служивший для пропуска вод Лиговского канала, так как уровень воды в ныне несуществующем канале превосходил уровень воды Обводного канала. Впоследствии мост еще много раз по разным причинам перестраивался. Самая важная перестройка относилась к 1895 году, когда Лиговский канал с севера до Обводного канала засыпали.
Дедушка Масеенко
В 1950-х годах, когда город начал отстраиваться после Великой Отечественной войны, Ново-Каменный мост постепенно перестал справляться с транспортным потоком, тем паче Обводный канал служил транзитной трассой для грузового транспорта. Все это диктовало необходимость строительства транспортной развязки, которая и была создана в 1967 году, к юбилею Октябрьской революции. Авторами отлично разработанного проекта стали инженер А. Д. Гутцайт и архитектор Лев Носков, а работы выполнялись в 1968 — 1970 годах под руководством инженера Н. П. Агапова. Движение по новому Ново-Каменному мосту было открыто 7 ноября 1970 г. — в день революции, в год столетия ее руководителя — Ленина.
Революционное прошлое накрепко связано и с бывшей «Новой бумагопрядильней», корпуса которой находятся на углу Обводного канала и Боровой улицы. На ней в 1878 году произошла забастовка рабочих — из числа первых в истории пролетарского движения в России. Ею руководил рабочий-ткач Петр Анисимович Моисеенко.
Любопытная вещь. Это был единственный в истории Петербурга — Ленинграда человек, увековеченный под разными именами. Большую Болотную улицу в Рождественской части, рядом с Невской бумагопрядильней, в 1923 году переименовали в его честь, назвав улицей Моисеенко, а «Новая бумагопрядильня» стала называться прядильно-ткацкой фабрикой имени Петра Анисимова. И этому есть объяснение.
В 1878 году во время забастовки он был Петром Анисимовым, по отцу, что вполне логично. Однако в 1883 году ему потребовалось получить вместо проходного свидетельства паспорт, и он заявил писарю: «Уличная кличка нашего рода Мосеенки, и поэтому я значусь Мосеенок». Но писарь перевел его на малороссийский манер, с тех пор Петр Анисимов стал Петром Моисеенко.
Среди петроградских ткачей после революции Петр Анисимович был известен как «дедушка Масеенко», поэтому и было решено присвоить фабрике то имя, которое «дедушка Масеенко» носил в год забастовки, а улице — то, которое указано в паспорте.
Прядильно-ткацкую фабрику распродали по частям в 1990-е годы.
Между тем фабричные корпуса представляют безусловную ценность — как памятники промышленной архитектуры. Старейшие из них строил мастер производственных сооружений в 1844 — 1850 годах Александр Роков. Впоследствии, по мере расширения производства, свое слово сказали тезка Рокова — Занфтлебен и два Николая — Гаккель и Басин, завершивший комплекс в 1906 году.
Фото Натальи ЧАЙКИ