Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 25 апреля 2017

Регата «Паруса Большой Невы»

65 лет под парусом 
Уникальный приз «Вечёрки» — Кубок Большой Невы, творение мастеров Ломоносовского фарфорового завода, — разыгрывают питерские шкиперы и моряки аж с 1948 года


Петербург — морской город и столица яхтинга: аж со времен Петра Великого, императора и флотоводца. И «Вечёрка» здесь не отстает: организует в первую неделю сентября (как правило) вместе с Санкт-Петербургским парусным союзом яхтенные гонки. Первая зачетная из них, стартующая в рамках городского первенства, — как раз Кубок Большой Невы. 
Придумал этот кубок главный редактор «Вечёрки» Владимир Соловьев. В 1947 году по его инициативе состоялись массовые гонки гребцов, состязания парусных судов, которые призваны были содействовать развитию на берегах Невы водных видов спорта. А яхтсмены присоединились к гребцам на академических лодках, байдарках и каноэ в 1948 году. Вскоре лишь они, яхтсмены, на спортивной акватории и остались. 
Популярность парусных регат «Вечёрки» в те годы была столь велика, что выпускались даже специальные почтовые марки. А операторы советской кинохроники лавировали на своих суденышках между гребными ялами, парусниками и прочими участниками состязаний прямо на Неве. Да и сейчас энтузиастов яхтинга у нас немало. В Кубке Большой Невы обычно выступают парусные лодки семи-восьми зачетных классов, а иногда компанию им составляют парусные доски и швертботы. Это яхты-«монотипы», например классов «Цетус», «FARR-30», «Л6» и «Дракон», а также и класса «Open-80» — называемые иначе спортботами. В сумме набирается от 60 до 100 экипажей (это примерно от 300 до 500 моряков). 
Традиционно гонщики уходят в Финский залив на одну 20-мильную регату. Яхты следуют своеобразным «треугольником с петлей»: от траверса Ольгинской мачты, мимо 12-го буя Ольгинского фарватера (он проложен от Морского канала к Северному мосту близ Зеленогорска), затем — к банке Каменной, на Петергоф — и обратно к бую. Есть, впрочем, и еще две гоночные трассы, предназначенные для малых килевых яхт — классов «Дракон» (когда-то он был олимпийским) и SB-20, а также швертботов и парусных досок. Но те дистанции короче, да и яхты собираются на них в количестве, достаточном для соревнований, не всегда. 
Кубок Большой Невы — трофей командный. Он переходящий и вручается по пересчету результатов, которые продемонстрировали на регате яхты в каждом классе от того или иного парусного клуба, за которыми лодки «приписаны». Да и не всегда победа в гонке фиксируется, как говорят моряки, «по приходе» яхты (т. е. в зависимости от того, какая яхта первой пересекла условную финишную черту). Многое решают пересчеты, сделанные судьями согласно яхтенным мерительным свидетельствам, сложные и хитрые «коэффициенты обмера». Это мешает наблюдать за гонками, равно как и удаленность экипажей от берега. Зато традиция жива, и маломерный петербургский флот не «умер». 
Ну а возвращение к тем временам, когда питерцы «свешивались с парапетов набережных гроздьями», переживая за участников невских регат, — что ж, это наша задача на будущее.
↑ Наверх