Красная «Вечёрка»
Последний номер «Рабочего и солдата» вышел 6 (19) февраля 1918 года. Однако петроградские революционные рабочие и солдаты недолго оставались без «вечерней боевой большевистской газеты». Всего через четыре дня сумеречные улицы заснеженной столицы огласили простуженные голоса мальчишек-разносчиков: «Читайте вечерний выпуск «Красной газеты»!»
«Красная газета. Вечерний выпуск»
Как можно понять из названия, новая «Вечёрка» самостоятельным изданием уже не была. Сама же «Красная газета», печатный орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, стала выходить с 25 января 1918 года. Ее целью была в первую очередь борьба против наводнивших Петроград «мелкобуржуазных», эсеро-меньшевистских газет, которые имели успех не только среди мещанской части населения, но и среди значительной части трудящихся, определяемых большевиками как «малосознательных».
Интересно, что главным идеологическим врагом «Красной» называлась знаменитая газета «Копейка» – та самая, в чьей типографии в Сайкином переулке печатался «Рабочий и солдат».
Несмотря на принятый Совнаркомом уже на второй день революции Декрет о печати, закрыть большинство небольшевистских газет было нельзя – партии, которые за ними стояли, легально существовали и имели представительство в Петроградском совете. Большевикам на первых порах приходилось действовать идеологическими методами.
Издание новой газеты Петросовета возложили на пламенного революционера Володарского (Моисея Марковича Гольдштейна), который к тому же был комиссаром по делам печати, агитации и пропаганды исполкома совета. Это здорово облегчало дело, ибо главред мог использовать «административный ресурс» для создания газете режима наибольшего благоприятствования. Для начала, согласно Декрету о печати, был закрыт буржуазный «День», а его типография на Ямской, 25 (ныне улица Достоевского), и солидные запасы бумаги были конфискованы. Так появился «первоначальный капитал» для выхода газеты тиражом в 20 тысяч экземпляров.
Володарский же предложил название «Красная газета» – «в противовес наводнившей Петроград желтой и зеленой буржуазной прессе», как он обмолвился на одном из заседаний исполкома Петросовета.
А появление вечернего выпуска связано с именем еще одного пламенного революционера, наркома просвещения в первом советском правительстве Анатолия Луначарского. Он неоднократно выражал свое неудовольствие тем, что «Красная» практически не уделяет внимания «культурным материалам», которые Наркомпрос, да и сам Анатолий Васильевич лично, посылал в ее редакцию. В один прекрасный день Луначарский предложил Володарскому издавать еще и вечерний выпуск, где «культурным материалам» был бы дан полный простор.
Решение было принято, параллельно утверждались и предложенные Луначарским рубрики: «Пролетарский театр», «Художественная жизнь», «Искусство в гостях у народа» и даже «Попы и народ» – очевидно, нарком просвещения старался откреститься от ошибок революционной молодости, превращаясь из «богостроителя» в воинствующего атеиста…
Издание вечернего выпуска возложили на тех же сотрудников редакции «Красной газеты», которым пришлось удвоить усилия. Впрочем, главред – комиссар по печати постарался расчистить дорогу новой «Вечёрке», распорядившись закрыть правоэсеровский «Новый вечерний час» – якобы за то, что «окопавшиеся в этой газете люди под видом опечаток распространяли лживые, провокационные слухи, готовили удар в спину Октябрьской революции...». Энергичная деятельность Володарского, за восемь месяцев закрывшего свыше 150 буржуазных газет, стоила ему жизни – 20 июня 1918 года он был убит правым эсером Сергеевым.
Но до этого трагического дня от выхода первого номера вечернего выпуска «Красной газеты» было еще четыре месяца. Он вышел на четырех полосах 10 (23) февраля – в день, который позже станет Днем Красной Армии. Именно в этот день было опубликовано знаменитое обращение «Социалистическое отечество в опасности!», им открывается и первый номер новой «Вечёрки». Впрочем, несмотря на задуманную Луначарским «культурную направленность» новой газеты, она не слишком отличалась от дневного выпуска – те же сводки с фронтов, сообщения о международном положении.
Газете пришлось уделять внимание даже вопросам выживания в голодающей столице – появилась новая рубрика «Как пользоваться овсом». Читателя призывали сообщить о лучших рецептах использования этого важного продукта. За лучшие рецепты обещалась премия: «прекрасный настольный календарь на 1919-й год»…
Впрочем, и культурной жизни «Красная Вечёрка» уделяла немало внимания – публиковались объявления о театральных спектаклях, рецензии на пьесы и новые книги. Едва ли не в каждом номере публиковались стихи пролетарских поэтов Демьяна Бедного и Василия Князева – впрочем, большая их часть была не образцами изящной словесности, а агитками, облеченными в стихотворную форму.
К началу 1919 года тираж вечернего выпуска достиг 120 тысяч экземпляров. Однако дефицит бумаги надвигался неумолимо. С 28 февраля «Вечёрка» стала выходить лишь на двух полосах, превратившись в листок. А 11 апреля было принято решение о приостановке ее выпуска со следующего дня. И лишь подзаголовок на основном выпуске «Красной газеты» – «выходит утром и вечером» – еще целую неделю выражал надежду, что ситуация с бумагой вот-вот изменится к лучшему…