Газета выходит с октября 1917 года Friday 24 марта 2017

Логотип из летящих букв

   С того момента, как «Вечерняя Красная газета» 14 мая 1936 года вышла в последний раз, ровно девять лет и семь месяцев ленинградцы были вынуждены обходится без ставшей уже за два десятилетия привычной вечерней газеты. Лишь 14 декабря 1945 года в киосках появилась новая «Вечёрка». Называлась она «Вечерний Ленинград», а логотип ее был составлен из летящих, словно стремившихся угнаться за временем, букв, которые и сейчас являются визитной карточкой нашей газеты.

«Сегодня в нашем городе»

   Инициатором возобновления выпуска вечерней городской газеты был секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Алексей Кузнецов, всю блокаду бывший одним из руководителей обороны города, а после того, как враг был отброшен от стен Ленинграда, Кузнецов руководил его восстановлением. «Мы должны поднять дух ленинградцев, помочь им залечить раны, нанесенные войной, сделать свой город еще лучше, чем он был до войны, – говорил секретарь обкома, обосновывая решение о выпуске вечерней газеты. – Вечерняя газета должна как зеркало отражать все изменения, которые происходят на улицах и площадях Ленинграда».

   В порядке реализации этого решения в ноябре 1945 года в трех редакциях – газет «Смена» и «На страже Родины», а также ленинградского отделения ТАСС – были созданы творческие группы, каждая из которых выпустила пробный номер газеты, получившей название «Вечерний Ленинград». Лучшей был признан номер, подготовленный группой из ТАСС. Тем не менее руководить новой «Вечёркой» был призван «человек со стороны» – корреспондент «Красной звезды» Владимир Соловьев. А создатель «тассовской «Вечёрки» Иван Бондаренко стал его первым заместителем.

   В силу специфики выпуска вечерней газеты три из четырех полос ленинградской «Вечёрки» создавались предыдущим вечером, а первая полоса наполнялась материалами вплоть до 12 часов дня выхода газеты. Главными рубриками первой полосы были «Сегодня в нашем городе» и «Сегодня в родной стране», составленные по информации ТАСС и горячим материалам репортеров «Вечёрки». 

   Коллектив редакции торопился, чтобы успеть к подписанию номера в 13 часов – ведь в 16 часов, газета уже должна была появиться в киосках. Из-за этого возникали забавные ляпы. Так, в одном из материалов, (посвященном восстановлению подводных коммуникаций города), удивленные читатели прочли, что водолазы спустились на дно Невы… «в саркофагах», а не «в скафандрах». Читатели стали интересоваться, не появился ли в газете отдел юмора, которого в те времена еще не могло быть…

   …Перелистаем первый номер «Вечернего Ленинграда», вышедший 14 декабря 1945 года. Открывают его материалы под рубриками «Сегодня в Ленинграде» и «Сегодня в советской стране» (вышеупомянутые названия, более близкие настроению читателя, рубрики получат буквально со второго номера). Из этих материалов мы узнаем, в частности, что в Ленинград начались усиленные поставки угля из Печорского бассейна. Кстати, через несколько номеров в «Вечёрке» появится большая статья, посвященная истории добычи печорского угля. Об «ударном труде» заключенных сталинских лагерей в ней, само собой, не будет ни слова…

  Из других материалов первого номера «Вечерки» мы узнаем о ремонте городских мостов на малых реках и каналах города, о почтальоне-стахановке Ольге Молодцовой, с начала своей службы доставившей 2,5 миллиона писем, газет и телеграмм, о съемках на «Ленфильме» новой кинокартины «Генерал Армии». На первой полосе – стихотворение поэта-фронтовика Михаила Дудина «Над вечерней Невой», а на второй полосе писательница Ольга Форш в коротком очерке захватывающе рассказывает об истории «Медного всадника».

   На последней полосе под рубрикой «Сто лет назад» – обзор петербургских газет середины декабря 1845 года, под рубрикой «Из зала суда» – заметка о хулигане, пристававшем к прохожим на трамвайной остановке, рубрика «Физкультура и спорт» рассказывает о подготовке ленинградских силачей к чемпионату СССР по гиревому спорту, не обходится и без прогноза погоды. Макет первого номера газеты оказался весьма удачным, и все вышеупомянутые рубрики станут постоянными на долгие годы.

   Равно как и объявления, традиционно занимавшие половину последней полосы. Впрочем, большинство из них были рекламой кино, театров, музеев, призывами предприятий о приеме на работу или даже чем-то вроде заявок в Госснаб, – вроде «Предприятие «Металлист-кооператор» купит прессы двойного назначения». Граждане же могли публиковать лишь объявления… о предстоящих бракоразводных процессах, с указанием Ф. И. О. расторгающих брак и районного суда, где данная процедура должна была иметь место. До 1960-х гг. без такого публичного оповещения бракоразводный процесс не мог начаться.

   Как видим, первый номер «Вечёрки» был посвящен главным образом жизни города. Данью политике была рубрика «Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР», а также весьма подробный отчет об очередном дне Нюрнбергского процесса. И подобное продолжалось свыше полугода. Газета рассказывала прежде всего о возрождении города и пригородов, об интересных людях, о новых кинофильмах, спектаклях… Такое впечатление, что партийный контроль за журналистами, за годы войны привыкшими к проявлению инициативы и определенной свободе творчества, весьма ослаб.

   Долго так, однако, длиться не могло. Поворотной вехой стало постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года. Уже 3 сентября 1946 года в «Вечёрке» 3-я полоса выходит весьма тенденциозной. Открывает ее статья «За высокую идейность и художественное мастерство советского театра», а в подвале рецензия Семена Осовцова «Пустая, чуждая поэзия», посвященная творчеству Анны Ахматовой. А ведь еще 8 марта со страниц «Вечёрки» Анна Ахматова поздравляла согражданок-ленинградок с веселым весенним праздником.

   Впрочем, настоящий гром грянул 21 сентября, когда на развороте «Вечёрки», как, впрочем, и всех ленинградских газет, появился доклад Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Добрая половина которого была посвящена разносу Ахматовой, а также Михаила Зощенко. С тех пор газету невозможно было упрекнуть в идеологическом вольнодумстве. Политика подчас занимала все четыре полосы, слетала даже рубрика «Сегодня в нашем городе». А писатели, чьим опусам «Вечёрка» предоставляла свои полосы, были проверенные, идеологически выдержанные, такие, как Всеволод Кочетов. Впрочем, к тому времени главный редактор газеты уже сменился. К счастью, Владимира Соловьева миновали жернова «ленинградского дела»...

↑ Наверх