Культура. Итоги — 2014
Большая драма и юбилей Эрмитажа
2014 год был объявлен Годом культуры. И казалось бы, текст «Итоги года» от отдела культуры должен быть самым объемным, «ответственным». Тем не менее мы, скорее, просто отметили наиболее заметные события, юбилеи и потери «нашего городка», нежели пытались представить это в виде некой аналитической карты.
Театр
События
✓ Историческое здание БДТ открылось после реконструкции. Худрук театра Андрей Могучий выпустил свой первый спектакль на исторической сцене — «Что делать» по роману Чернышевского.
✓ На Новой сцене Александринского театра (которую Могучий оставил ради БДТ) весь год велась активная деятельность. Спектакль «Старая женщина высиживает» Николая Рощина по пьесе Тадеуша Ружевича (в этом году 92-летний мэтр польской литературы ушел из жизни) стал первым спектаклем Новой сцены с участием александринских актеров. Оговорка не случайна: ранее вышла «Камера обскура», но там не играют актеры, это в чистом виде театр художника.
✓ Один из популярнейших прозаиков и драматургов Эрик-Эмманюэль Шмитт, жизнь которого расписана по минутам, пробыл в нашем городе целую неделю. Повод весомый: Молодежный театр на Фонтанке провел посвященный Шмитту фестиваль.
✓ Вообще, фестивально-гастрольная деятельность интенсивно велась в Северной столице весь год. Московский Театр наций приезжал дважды, представив петербуржцам чуть меньше половины своего репертуара, в том числе спектакли с участием худрука театра Евгения Миронова. После 5-летнего перерыва прошел фестиваль «Золотая маска» в Петербурге», в рамках которого были сыграны спектакли, о которых говорит вся театральная Россия.
✓ В Санкт-Петербурге прошел III Международный культурный форум, собравший деятелей культуры со всей страны.
Юбилеи
Отметить все не получится. Но можно сказать о датах, оказавших наибольшее влияние на современную культурную жизнь.
✓ 450 лет исполнилось Уильяму Шекспиру. Казалось бы, что нам Гекуба? Однако петербургский театр с готовностью подчинился круглой дате. Под девизом «Шекспировские страсти» прошел крупнейший театральный фестиваль города «Балтийский дом», в рамках которого в Петербурге ненадолго появилась улица Шекспира.
✓ 2014 год был отмечен юбилеями титанов театра, жизнь которых была неразрывно связана с городом на Неве. Среди прочих это Всеволод Мейерхольд (140 лет со дня рождения), Вера Комиссаржевская (150 лет), Мария Савина (160 лет).
✓ Если говорить о современности, то рекордсменом по круглым датам стал БДТ. Юбилярами этого года были Зинаида Шарко, Олег Басилашвили, Валерий Ивченко, Алиса Фрейндлих.
Утраты
✓ Наш город потерял Людмилу Макарову — одну из ведущих актрис БДТ времен Георгия Товстоногова и легендарную Хануму; Александра Белинского — режиссера, писателя, драматурга; актера Виктора Костецкого; режиссера и основателя театра «Комик-трест» Вадима Фиссона.
✓ Нельзя не упомянуть и тех, кто жил не в Петербурге, но оказался тесно связан с культурой города: это патриарх русского театра Юрий Любимов, драматург, соратник Анатолия Васильева Виктор Славкин, актеры Донатас Банионис и Алексей Девотченко.
Кинематограф
События
Существенных кинособытий в уходящем 2014-м было, может, и не так много, но они оказались достаточно яркими.
✓ В начале года, 27 февраля, в российский прокат наконец вышла последняя картина Алексея Германа «Трудно быть богом» — уже после смерти режиссера. Грустная фантастика братьев Стругацких о том, что осчастливить людей насильно нельзя, а по своей воле они не хотят, превратилась под взглядом Алексея Германа в заляпанный серой грязью босховский ад, в мир, где само понятие счастья бессмысленно. Фильм пульсирует сам по себе, смотреть его то тяжело, то скучно — он как будто бы и не подразумевает наличие зрителя. Но в любом случае выход «Трудно быть богом» и завершение легенды, окутавшей его, — это конец целой эпохи.
✓ Андрей Звягинцев снял свою кинопритчу: его «Левиафан» основан на библейской «Книге Иова». История о «маленьком человеке» Николае (его играет Алексей Серебряков) и его тяжбе со всесильным и алчным мэром города завоевала на 67-м Каннском фестивале приз за лучший сценарий, в Лондоне — приз за лучший фильм и еще взяла пару десятков других высоких наград. «Левиафан» будет бороться за «Золотой глобус» и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
А мы посмотреть его можем только в будущем году: «Левиафан» выйдет 5 февраля 2015-го.
✓ Никита Михалков создал свою очередную картину — «Солнечный удар». В основу лег одноименный рассказ Бунина, но от Ивана Алексеевича мало что осталось: основной объем фильма заняли ламентации об ушедшей имперской России, проповедь о вреде Дарвина и глумление гротескных большевиков над белыми офицерами. Фильмы Никиты Сергеевича некоторые обожают, многие — ненавидят, но все без исключения — обсуждают. Что и дает нам повод отметить «Солнечный удар» как несомненное кинособытие года.
✓ Брат Никиты Михалкова, Андрей Кончаловский, выступил со своим анализом национальной души. Его полудокументальный фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» завершил трилогию о русской глубинке (начатую лентами «История Аси Клячиной» и «Курочка Ряба»). Тут мешаются фантастика, документальные съемки и рассуждения о природе русской жизни. Кое-кто упрекал Кончаловского в том, что фильм — это упражнение в барском высокомерии, но жюри Венецианского кинофестиваля рассудило иначе, вручив режиссеру «Серебряного льва». На «Оскар» «Белые ночи» также хотели выдвигать, но Кончаловский не захотел — поскольку, по его словам, нелепо одновременно бороться за премию американской киноакадемии и рассуждать о пагубном влиянии американского кино на вкусы и пристрастия российских зрителей.
✓ Алексей Учитель выпустил фильм «Восьмерка» по повести Захара Прилепина — причем съемки прошли на петербургском Кировском заводе, поскольку, по словам Учителя, «это целый город с улицами — безликий, промышленный, именно такая натура, какая нам была нужна». Правда, и герои — что омоновцы, что бандиты — тоже достаточно безлики и однотипны. Зато это — прекрасный портрет времени и нравов.
✓ Кстати, Алексей Учитель является и президентом петербургского фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку», который заметно расширяется. В этом году часть показов (как всегда, множество интересных работ) прошла и в Москве. На фестиваль приехали такие, например, знаменитости, как французский режиссер Абделатиф Кешиш, получивший в прошлом году каннскую «Золотую пальмовую ветвь» за свою «Жизнь Адель». А в будущем году — на 25-летие фестиваля — обещали устроить нечто совершенно невероятное.
Юбилеи
✓ Киноюбилеи в этом году начались с первого же дня. 1 января исполнилось 95 лет Даниилу Гранину, писателю, которого представлять лишний раз не надо и чьи произведения неоднократно экранизировались — последнюю картину «Петр Первый. Завещание» снял Владимир Бортко по мотивам романа Гранина «Вечера с Петром Великим». А по его «Блокадной книге» снял документальный фильм Александр Сокуров.
✓ Вообще, говоря о киноюбилярах, невозможно не вспомнить о «Ленфильме». Почти все они снимались тут. Только недавно, 19 декабря, прошел юбилей неувядающей Анастасии Вертинской — Офелии в «Гамлете» Григория Козинцева.
27 сентября исполнилось 70 лет Николаю Караченцову, который на «Ленфильме» украсил своей игрой и «Шерлока Холмса», и «Остров сокровищ», и «Ярославну, королеву Франции», и «Благочестивую Марту».
3 октября 65 лет исполнилось Александру Рогожкину, снимавшему на «Ленфильме» свои знаменитые первые «Особенности национальной охоты».
Если вспоминать юбилеи не только ныне живущих — в этом году 85 лет исполнилось бы Ролану Быкову, 80 лет — знаменитому ленфильмовскому и леннаучфильмовскому режиссеру Семену Арановичу. 85 лет исполнилось бы Леониду Менакеру, автору «Паганини» и «Завещания профессора Доуэля».
Есть и другие юбиляры, не люди, но картины, созданные в нашем городе на «Ленфильме». 80 лет великолепному «Чапаеву» братьев Васильевых. Полвека исполнилось уже помянутому нами «Гамлету» Козинцева. 35 лет назад вышел на экраны аристократичный от начала и до конца «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». А 30 лет тому назад Алексей Герман снял свою пронзительную картину о жизни в Советском Союзе 30-х «Мой друг Иван Лапшин».
Утраты
✓ В Петербурге 25 октября скончался режиссер-документалист Игорь Шадхан, автор памятной так многим «Контрольной для взрослых».
✓ 8 мая умер композитор Александр Флярковский, написавший около трехсот песен, музыку к 60 фильмам и среди прочего — цикл хоров «Ленинградская тетрадь» на стихи поэтов-блокадников.
✓ 21 апреля умер актер Александр Леньков, сыгравший во множестве фильмов. В Ленинграде он сыграл эксцентричного холостяка Вениамина — в «Зимней вишне» у Игоря Масленникова.
✓ 17 июня 2014 года ушел из жизни ленинградский-петербургский актер Александр Кавалеров, знаменитый мамочка из «Республики шкид».
Музеи
Юбилеи
✓ Эрмитаж
Все события затмил юбилей Эрмитажа, который отметил 7 декабря 250 лет со дня своего основания. Однако отмечать юбилей наш великий музей начал задолго до этого дня.
Началось все с грандиозной выставки костюмов российских императоров, их придворных и служителей, которая была развернута в парадных залах Зимнего дворца. По многочисленным просьбам выставку, которая должна была закрыться в сентябре, продлили еще на месяц.
Вторым событием стала биеннале современного искусства «Манифеста 10». Это «кочующая» биеннале. На этот раз своей площадкой «Манифеста» избрала Эрмитаж. Основная экспозиция была развернута в Восточном крыле Главного штаба. Часть экспонатов демонстрировалась в Зимнем дворце, среди работ великих живописцев прошлого.
«Манифеста», которую Михаил Пиотровский назвал очень умной выставкой, была встречена петербуржцами довольно прохладно. Этого и следовало ожидать, ведь Петербург остается довольно консервативным городом, в котором классическое искусство находит больший отклик, чем новейшие течения современного искусства. И все же за время проведения биеннале Главный штаб посетили 80 тысяч человек. Эрмитаж принял за это время 1 миллион 200 тысяч человек, но, разумеется, невозможно подсчитать, сколько из них пришли ради того, чтобы искать в великолепных залах работы современных художников.
«Концом прекрасной эпохи» многие петербуржцы назвали перенос коллекции импрессионистов и постимпрессионистов в Главный штаб. Это означает прощание со знаменитым третьим этажом Зимнего дворца, где в бывших фрейлинских комнатах в конце 50-х годов поселились картины из коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова.
В юбилейные дни открытия выставок шли, казалось бы, бесконечной чередой. В Главном штабе открылись «Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет», «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», в Эрмитаже — выставка-сюрприз «Шедевр из Британского музея», «История Эрмитажа в зеркале витрин», «Эрмитаж Ея Императорского Величества». Открылись постоянные экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века», «Оружейное искусство Ближнего Востока XV — XIX веков».
А 6 декабря на Дворцовой площади прошел «Бал истории» — видеошоу на 12 минут, в которые создатели попытались втиснуть всю историю Эрмитажа. Видеофильм проецировался на фасад Главного штаба. Мнения разделились. Одни были в восторге от подарка города Эрмитажу, другие не скрывали разочарования. Кроме того, после «Бала» на Невском проспекте образовалась пробка: толпа людей, шествующая с Дворцовой к метро, парализовала автомобильное движение.
Еще одним неприятным сюрпризом стало известие о повышении цен на билеты в Эрмитаж. Одна из интернет-газет дала непроверенную информацию о том, что цена билета в музей поднимется до 500 рублей. Как выяснили вскоре корреспонденты «ВП», цена действительно повысится, но до 400 рублей. Кроме того, музей сохраняет бесплатный вход для студентов, пенсионеров и детей. Правда, чтобы получить бесплатный билет, приходится постоять в очереди.
✓ Кунсткамера
Так получилось, что Кунсткамера оказалась в тени Эрмитажа. А ведь этому замечательному, старейшему в Петербурге музею осенью исполнилось ни много ни мало 300 лет. Как и в случае с Эрмитажем, точно известен лишь год основания Кунсткамеры. А вот с днем — неясно. Поэтому Эрмитаж отмечает день рождения 7 декабря, в день святой Екатерины, в честь своей основательницы императрицы Екатерины Великой. А Кунсткамера — 19 ноября, в день рождения Михайлы Ломоносова, одного из старейших «сотрудников» Кунсткамеры за всю ее историю.
События
✓ ГМЗ «Царское Село» в этом году получил награду за реставрацию Агатовых комнат. Это — знак «Европа Ностра», учрежденный одноименной неправительственной организацией, существующей более полувека и считающейся крупнейшей в объединенной Европе по сохранению культурного наследия — материального, природного и нематериального. Вице-президент «Европа Ностра» князь Александр Сайн-Витгенштейн-Сайн, вручая премию директору ГМЗ «Царское Село» Ольге Таратыновой, сообщил, что жюри выбрало Агатовые комнаты потому, что их реставрация была выполнена с исторической точностью и тщательным научным подходом.
✓ В ГМЗ «Павловск» завершилась реставрация Пиль-башни Винченцо Бренны.
— Восстановление башни чрезвычайно важно, — заметила директор ГМЗ Вера Дементьева. — Ведь 48 лет прошло с момента советской реставрации.
Сейчас башня, на реставрацию которой потребовалось десять месяцев, выглядит как игрушка. Не только воссоздан исторический вид фасадов с немыслимой красоты росписью Гонзаго, но и воссоздана ее «шапочка» — соломенная крыша. Это первый в Петербурге опыт возвращения соломенного покрытия. Восстановлены и интерьеры башни, блестящая живопись плафона и десюдепорта (картины над дверью) — копия с оригиналов работы Франсуа Буше, находящихся в Эрмитаже, камин, зеркало, в котором отражаются входная дверь и вся панорама, простирающаяся за ней. Камин реставраторам пришлось собирать буквально из кусочков...
Для посетителей Пиль-башня откроется только весной.
✓ В Петергофе открылся новый музей «Государевы потехи».
Он расположился в одном из Кавалерских домов Петергофа и состоит из девяти тематических залов, посвященных императорским досугам: «Строить забавные дворцы», «Петергофский театр», «Водяная потеха», «Приятная прогулка на Бабигон», «Петергофский праздник и огненные потехи», «Императорские велосипеды» и др.
Директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая назвала новый музей историко-культурным проектом. По ее словам, его создание — коллективный труд почти 200 специалистов. «Это музей-игра, — считает Елена Кальницкая. — Но игра, сделанная на строго научной основе. Мы хотим привлечь в музей молодежь, которая проводит свободное время, сидя у компьютера. Чтобы оторвать ее от компьютера, нужно искать способы. Надеюсь, что мы нашли такой».
Метки: Подмостки Утрата Кинозал Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов